Правовое регулирование труда уборщиков

Учитывая, что достаточно большое количество нарушений законодательства о труде, выявленных в ходе контрольно-надзорной деятельности, проводимой Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент государственной инспекции труда), допущены нанимателями в отношении уборщиков, в настоящей статье будут рассмотрены особенности регулирования трудовых отношений с данной категорией работников.

Многие нарушения допускаются нанимателями еще при приеме работников на работу, то есть при заключении трудового договора с работником. Наиболее типичным нарушением является неверное наименование профессии работника, занятого выполнением работ по уборке, что в свою очередь может повлечь и ошибки при тарификации. В соответствии со статьей 61 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, иными квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке.

Выпуск 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 N 33 (далее — ЕТКС), содержит квалификационную характеристику профессии «уборщик помещений (производственных, служебных)» и определяет тарифные разряды для данной профессии.

Так, согласно выпуску 1 ЕТКС уборщик служебных помещений выполняет следующие виды работ:

— уборка помещений, коридоров, лестничных клеток;

— удаление пыли с мебели, ковровых изделий, подметание и мойка вручную и с помощью машин и приспособлений стен, полов, лестниц, окон и т.д.;

— сбор и транспортировка мусора и отходов в установленное место;

— очистка, дезинфицирование и расстановка урн для мусора;

— чистка и дезинфицирование душевых, гардеробных и других мест общего пользования;

— приготовление моющих и дезинфицирующих растворов;

— получение моющих средств, инвентаря и обтирочного материала;

— соблюдение правил санитарии и гигиены в местах уборки.

Тарификация уборщика служебных помещений производится по 1-му тарифному разряду. Таким образом, изначально размер тарифной ставки уборщика служебных помещений совпадает с размером тарифной ставки первого разряда, установленного в организации.

Уборщик производственных помещений выполняет работы, аналогичные тем, которые выполняет уборщик служебных помещений, но тарификация в данном случае производится по 2-му тарифному разряду и в отношении него устанавливается тарифный коэффициент 1,16.

Во многих случаях нанимателями не учитываются требования статьи 19 ТК, согласно которой наименование профессии (должности, специальности) в трудовом договоре должно соответствовать Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденному постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2009 N 125 (далее — ОКРБ). Например, в ходе проверки в одной из негосударственных организаций Минской области, основным видом деятельности которой является производство, было установлено, что как в трудовом договоре, так и в локальных нормативных актах нанимателя (в том числе, штатном расписании), в отношении работника К. было указано наименование профессии «уборщик», которое отсутствует в ОКРБ. В нарушение пункта 21 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь 09.03.1998 N 30, такая же запись была внесена и в трудовую книжку работника. Подобное наименование профессии не позволяет сделать вывод о том, какие виды работ, связанные с уборкой, выполнялись К. При изучении функциональных обязанностей работника было установлено, что фактически К. выполняются работы, связанные с уборкой производственных помещений, то есть в трудовом договоре с К. должно было указываться наименование профессии «уборщик производственных помещений». Неверное наименование профессии послужило причиной ошибки при установлении тарифного разряда в отношении данного работника. В отношении К. был установлен 1-й тарифный разряда (который в действительности предусмотрен для уборщика служебных помещений).

Помимо профессии «уборщик помещений (служебных, производственных)», ОКРБ предусмотрено наименование профессии «уборщик территорий». Выпуск 1 ЕТКС содержит следующую характеристику работ, выполняемых уборщиком территорий:

1) подметание проезжей части дорог и тротуаров улиц, очистка их от снега и льда, посыпка песком;

2) рытье и прочистка канавок и лотков для стока воды;

3) очистка от снега и льда пожарных колодцев для свободного доступа к ним;

4) поливка мостовых, тротуаров, а также зеленых насаждений, клумб и газонов;

5) периодическая промывка и дезинфекция уличных урн, очистка их от мусора;

6) наблюдение за санитарным состоянием обслуживаемой территории.

В отличие от профессии «уборщик помещений (служебных, производственных)», профессия «уборщик территорий» не тарифицируется по разрядам. В ЕТКС данная профессия содержится в соответствующем приложении — «Профессии рабочих, не тарифицируемые по разрядам». В графе «Диапазон тарифных разрядов» ОКРБ напротив кода 19262 профессии «уборщик территорий» стоит прочерк.

Для расчета тарифной ставки уборщика территорий используется кратный размер тарифной ставки первого разряда, предусмотренный в приложении 2 к Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.04.2010 N 60 «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и их отдельных положений» (далее — Инструкция). Согласно указанному приложению 2 в отношении профессии «уборщик территорий» установлен кратный размер тарифной ставки первого разряда, равный 1,07.

В некоторых случаях наниматели определяют условия оплаты труда уборщика территорий исходя из первого тарифного разряда, что не соответствует требованиям Инструкции. Например, в ходе проверки по письменному обращению И. было установлено, что в штатном расписании организации, в которой работала заявитель, напротив профессии «уборщик территорий» указан 1-й тарифный разряд и соответствующий ему тарифный коэффициент 1,0. По результатам проверки нанимателю было выдано обязательное для исполнения предписание произвести оплату труда И. в соответствии с требованиями Инструкции, то есть произвести соответствующие доплаты за весь период работы.

Условия оплаты труда некоторых других категорий работников, занятых выполнением работ по уборке, также определяются исходя из приложения 2 к Инструкции. Например, кратные размеры тарифной ставки первого разряда используются при расчете размера тарифной ставки следующих категорий работников:

Наименование профессии Кратный размер

тарифной ставки

Уборщик мусоропроводов 1,35
Уборщик помещений, занятый уборкой вокзальных помещений 1,25
Уборщик территорий, занятый уборкой прилотковых

территорий, подземных переходов, пляжей, лесных массивов

1,25
Уборщик территорий, занятый уборкой кладбищ,

общественных туалетов, притротуарных территорий

1,35

Большое количество письменных обращений, поступающих в структурные подразделения Департамента государственной инспекции труда, связано с вопросами установления норм труда в отношении уборщиков помещений.

При заключении письменного трудового договора с уборщиком помимо условий оплаты труда и наименования профессии необходимо обязательно включать  условия, предусмотренные статьей 19 ТК:

1) данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор;

2) место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;

3) основные права и обязанности работника и нанимателя;

4) срок трудового договора (для срочных трудовых договоров);

5) режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя).

У работников иногда возникает вопрос о том, должен ли содержаться в заключаемых с ними трудовых договорах (контрактах) объем выполняемых работ. Законодательство о труде Республики Беларусь такого требования к нанимателю не предъявляет.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 19 ТК в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные по сравнению с частью второй статьи 19 ТК условия об установлении испытательного срока, об обязанности отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств нанимателя, и иные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с законодательством и коллективным договором. Таким образом, при включении вышеуказанного условия в трудовой договор оно должно обязательно соблюдаться нанимателем (пункт 9 части 1 статьи 55 ТК).

Кроме того, в соответствии со статьей 87 ТК наниматель обязан устанавливать нормы труда, обеспечивать их замену и пересмотр с участием профсоюза. Устанавливаются нормы труда, как правило, в локальных нормативных правовых актах нанимателя.

Нормативы численности и нормы обслуживания для уборщиков помещений и территорий содержатся в постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.06.2003 N 80 «О нормах труда на обслуживание административных, учебных и общественных зданий» (далее — постановление N 80). Вместе с тем согласно пункту 2 постановления N 80, утвержденные им нормы труда на обслуживание административных, учебных и общественных зданий носят рекомендательный характер и на их основе наниматели вправе самостоятельно разрабатывать локальные нормативные акты, регламентирующие нормы труда уборщиков. Исходя из названного пункта можно сделать вывод о том, что разработанные нанимателем нормы уборки могут превышать нормы, предусмотренные в постановлении N 80.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 55 ТК при организации труда работников наниматель обязан обеспечивать работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.09.2006 N 110 утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики (далее — Типовые нормы).

Согласно Типовым нормам уборщикам должны выдаваться средства индивидуальной защиты.

Как и любой другой работник за совершение дисциплинарного проступка (в том числе, за некачественное выполнение возложенных на него функциональных обязанностей, некачественную уборку помещений и т.д.) уборщик может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение (пункты 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42 ТК, пункт 1 статьи 47 ТК).

Согласно части 4 статьи 198 ТК к работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.

При привлечении уборщика к дисциплинарной ответственности за некачественную уборку помещений наниматель обязательно должен соблюдать процедуру применения мер дисциплинарного взыскания, установленную статьей 199 ТК. Так, согласно указанной статье до применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника. Отказ работника от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

Кроме того, за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя. Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в пятидневный срок. Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ работника от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

Отдельно необходимо остановиться на применении такой меры дисциплинарной ответственности, как увольнение. Исходя из норм законодательства о труде применять эту меру дисциплинарного взыскания наниматель вправе только в некоторых случаях, когда проступки работника носят грубый или систематический характер.

Например, в соответствии с пунктом 4 статьи 42 ТК наниматель вправе уволить работника в случае систематического неисполнения им без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Для нанимателей важно учитывать, что расторжение трудового договора по пункту 4 статьи 42 ТК может производиться в отношении работника только в том случае, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

Факт дисциплинарного проступка, который послужил причиной для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, должен быть указан в приказе нанимателя о применении дисциплинарного взыскания. Кроме того, факт нарушения уборщиком своих функциональных обязанностей (например, некачественная уборка помещения) может фиксироваться в различных актах, подписанных не менее чем двумя свидетелями, служебных (докладных) записках и т.д.

При привлечении уборщика к дисциплинарной ответственности важное значение имеет наличие в его действиях признаков дисциплинарного проступка: без этого привлечение работника к дисциплинарной ответственности будет являться неправомерным. Так, в соответствии со статьей 197 ТК дисциплинарный проступок — это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Можно сделать вывод о том, что за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей может быть привлечен только тот работник, который с ними надлежащим образом (под роспись) ознакомлен. Такое требование содержится в пункте 2 части 1 статьи 54 ТК, согласно которому при приеме на работу наниматель обязан ознакомить работника под роспись с порученной работой, разъяснить его права и обязанности.

В одной из организаций возник следующий вопрос: можно ли привлечь уборщика служебных помещений к ответственности в связи с тем, что он забыл закрыть дверь кабинета и из него украли 2 компьютера?

Как указывалось выше, обязательным условием привлечения работника к дисциплинарной ответственности является наличие факта неисполнения или ненадлежащего исполнения работником своих трудовых обязанностей. Трудовые обязанности возлагаются на работника нормами законодательства о труде, трудовым договором, функциональными обязанностями, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктами 6 и 9 части 1 статьи 53 ТК работник обязан:

— бережно относиться к имуществу нанимателя, принимать меры к предотвращению ущерба;

— соблюдать установленный порядок хранения документов, материальных и денежных ценностей.

При разрешении вышеуказанной ситуации важное значение имеет и то, каким образом были составлены трудовой договор (контракт) и функциональные обязанности уборщика, предусмотрены ли в них соответствующие обязанности. Так, при составлении трудового договора наниматели, как правило, руководствуются примерной формой трудового договора, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27.12.1999 N 155, которая также предусматривает обязанности работника принимать меры к предотвращению ущерба имуществу нанимателя и соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей.

Статья 400 ТК предусматривает, что работник может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий:

1) ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;

2) противоправности поведения (действия или бездействия) работника;

3) прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;

4) вины работника в причинении ущерба.

В связи с вышеизложенным, полагаем, что наниматель вправе привлечь уборщика как к дисциплинарной, так и материальной ответственности за ненадлежащее исполнение им своих трудовых обязанностей, которое повлекло причинение ущерба имуществу нанимателя.

В письменном обращении, поступившем в структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда, работница ставила вопрос о незаконном увольнении ее с работы. При проведении проверки по данному обращению государственным инспектором труда было установлено следующее. И. была принята на работу в УП «Н» в качестве уборщика служебных помещений. При приеме на работу с ней был заключен письменный трудовой договор, пункт 9 которого устанавливал следующий режим рабочего времени работника: начало работы — 8.00, перерыв для отдыха и питания — с 13.00 до 14.00, окончание работы — 17.00. В обязанности И. входило осуществление уборки в помещениях УП «Н». В один из рабочих дней, закончив уборку всех помещений, принадлежащих УП «Н», И. в 13.30 покинула рабочее место, ссылаясь на то, что в этот день она уже выполнила свои функциональные обязанности. Нанимателем были затребованы у работницы письменные объяснения и был издан приказ об увольнении И. за совершение в указанный день прогула без уважительной причины. С приказом об увольнении И. была ознакомлена под роспись. При разрешении возникшей ситуации необходимо в первую очередь учитывать, что площадь убираемых помещений и их количество относятся к нормам труда, выполнение которых в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 53 ТК является обязанностью работника. В то же время исходя из статьи 86 ТК к нормам труда, устанавливаемым нанимателем, относятся не только вышеуказанные площадь и количество убираемых помещений, но и нормы времени, которые согласно пункту 1 части 1 статьи 53 ТК также должны выполняться работником. Соответственно выполнение работником норм труда, связанных с площадью и количеством убираемых помещений, не освобождает его от обязанности соблюдать установленный у нанимателя режим рабочего времени и отработать в течение установленных нанимателем норм продолжительности рабочего времени. Нарушение работником режима рабочего времени является дисциплинарным проступком, за совершение которого он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (в том числе, в виде увольнения). Право выбора меры дисциплинарного взыскания относится к компетенции нанимателя. Таким образом, был сделан вывод о том, что нанимателем правомерно было произведено увольнение И. по пункту 5 статьи 42 ТК за совершение прогула без уважительной причины.

(Статья «Правовое регулирование труда уборщиков» (М.И.Вышникова) (по состоянию правовых актов на 18.06.2010))