Положение о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду 19.05.2011 № 689

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
19.05.2010 N 755

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

(в ред. постановлений Совмина от 01.06.2011 N 689,
от 13.10.2011 N 1370)

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду (далее — оценка воздействия), в том числе с учетом возможного трансграничного воздействия, планируемой хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность в области использования атомной энергии (далее — планируемая деятельность).
(в ред. постановления Совмина от 01.06.2011 N 689)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В настоящем Положении используются основные термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 9 ноября 2009 года «О государственной экологической экспертизе» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 276, 2/1606), Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, подписанной в г. Эспо 25 февраля 1991 года, Конвенцией о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, подписанной в г. Орхус 25 июня 1998 года.
3. Целями проведения оценки воздействия являются:
3.1. всестороннее рассмотрение всех экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий планируемой деятельности до принятия решения о ее реализации;
3.2. поиск оптимальных проектных решений, способствующих предотвращению или минимизации возможного значительного вредного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;
3.3. принятие эффективных мер по минимизации возможного значительного вредного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и здоровье человека;
3.4. определение допустимости (недопустимости) реализации планируемой деятельности на выбранном земельном участке.
4. Основными принципами оценки воздействия являются:
4.1. превентивность, означающая проведение оценки воздействия до принятия решения о реализации планируемой деятельности и использование результатов этой оценки при разработке проектных решений для обеспечения экологической безопасности;
4.2. презумпция потенциальной экологической опасности планируемой деятельности;
4.3. альтернативность, означающая анализ различных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности, включая отказ от ее реализации (нулевая альтернатива);
4.4. комплексность, означающая учет суммарного воздействия на окружающую среду осуществляемой и планируемой деятельности;
4.5. своевременность и эффективность информирования общественности, гласность и учет общественного мнения по вопросам воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;
(пп. 4.5 в ред. постановления Совмина от 01.06.2011 N 689)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.6. объективность и научная обоснованность, означающие подготовку отчета об оценке воздействия на окружающую среду беспристрастно и профессионально;
4.7. достоверность и полнота информации, означающие наличие в процессе оценки воздействия как можно более полной информации, способствующей принятию экологически обоснованных решений.
5. Результатами оценки воздействия являются:
5.1. основные выводы о характере и масштабах воздействия на окружающую среду альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности;
5.2. описание экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий реализации планируемой деятельности и оценка их значимости;
5.3. описание мер по предотвращению, минимизации или компенсации возможного значительного вредного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и улучшению социально-экономических условий;
5.4. обоснование выбора приоритетного места размещения объекта, наилучших доступных технических и других решений планируемой деятельности, а также отказа от ее реализации (нулевая альтернатива).
6. При проведении оценки воздействия проектные организации обязаны использовать полную, достоверную и актуальную исходную информацию, поверенные и аккредитованные средства и методы измерений, а также утвержденные в установленном порядке методики и расчеты для оценки возможных неблагоприятных последствий реализации планируемой деятельности для окружающей среды и здоровья человека.

ГЛАВА 2
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ

7. Оценка воздействия проводится при разработке проектной документации на первой стадии проектирования для объектов и в случаях, указанных в частях первой и второй статьи 13 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе», и включает в себя следующие этапы:
(в ред. постановления Совмина от 13.10.2011 N 1370)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. разработка и утверждение программы проведения оценки воздействия на окружающую среду (далее — программа проведения ОВОС);
7.2. проведение международных процедур в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности;
7.3. разработка отчета об оценке воздействия на окружающую среду (далее — отчет об ОВОС);
7.4. проведение обсуждений отчета об ОВОС с общественностью, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при реализации проектных решений, на территории Республики Беларусь (далее — общественные обсуждения) и в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности — на территории затрагиваемых сторон (далее — общественные обсуждения на территории затрагиваемых сторон);
7.5. проведение консультаций в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности с затрагиваемыми сторонами по полученным от них замечаниям и предложениям по отчету об ОВОС;
7.6. доработка отчета об ОВОС, в том числе по замечаниям и предложениям общественности и затрагиваемых сторон, в случае выявления воздействий на окружающую среду, не учтенных в отчете об ОВОС, либо в связи с внесением изменений в проектную документацию, если эти изменения связаны с воздействием на окружающую среду;
(пп. 7.6 в ред. постановления Совмина от 01.06.2011 N 689)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.7. представление доработанной проектной документации по планируемой деятельности, включая отчет об ОВОС, на государственную экологическую экспертизу;
7.8. проведение государственной экологической экспертизы проектной документации, включая отчет об ОВОС, по планируемой деятельности;
7.9. утверждение проектной документации по планируемой деятельности, в том числе отчета об ОВОС, в установленном законодательством порядке;
7.10. представление в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности утвержденного отчета об ОВОС и принятого в отношении планируемой деятельности решения в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — Минприроды) для информирования затрагиваемых сторон.
7-1. Оценка воздействия проводится для объекта в целом. Не допускается проведение оценки воздействия для отдельных выделяемых в проектной документации по объекту этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов.
(п. 7-1 введен постановлением Совмина от 01.06.2011 N 689)
8. Программа проведения ОВОС разрабатывается проектной организацией по договору с заказчиком.
В программе проведения ОВОС определяются структура отчета об ОВОС, график, объем и степень детализации работ по оценке воздействия исходя из особенностей планируемой деятельности и сложности природных, социальных и техногенных условий. Степень детализации и объем работ по оценке воздействия должны быть достаточными для предварительного определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий реализации планируемой деятельности.
Проектная организация при разработке программы проведения ОВОС с учетом критериев, установленных в Добавлении I и Добавлении III к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, определяет, может ли воздействие планируемой деятельности иметь трансграничный характер.
9. Программа проведения ОВОС должна содержать:
9.1. план-график работ по проведению оценки воздействия;
9.2. сведения о планируемой деятельности и альтернативных вариантах ее реализации;
9.3. картосхему альтернативных вариантов размещения планируемой деятельности;
9.4. сведения о предполагаемых методах и методиках прогнозирования и оценки, которые будут использованы для оценки воздействия;
9.5. разделы:
«Существующее состояние окружающей среды, социально-экономические и иные условия»;
«Предварительная оценка возможного воздействия альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности на компоненты окружающей среды, социально-экономические и иные условия» (указываются виды и масштабы воздействия);
«Предполагаемые меры по предотвращению, минимизации или компенсации вредного воздействия на окружающую среду и улучшению социально-экономических условий» (в том числе указывается информация о возможности естественного восстановления компонентов окружающей среды и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов);
«Вероятные чрезвычайные и запроектные аварийные ситуации. Предполагаемые меры по их предупреждению, реагированию на них, ликвидации их последствий»;
«Предложения по программе локального мониторинга окружающей среды и необходимости проведения послепроектного анализа»;
«Оценка возможного трансграничного воздействия» (в виде отдельных разделов для каждой из затрагиваемых сторон в случае, если планируемая деятельность может оказывать трансграничное воздействие; для каждой из затрагиваемых сторон приводится информация, указанная в абзацах втором — четвертом настоящего подпункта).
10. При отсутствии информации по разделам, указанным в подпункте 9.5 пункта 9 настоящего Положения, в соответствующем разделе следует указывать, что она будет приведена в отчете об ОВОС. В случае предполагаемого отсутствия значительного вредного трансграничного воздействия следует отражать данный факт в соответствующем разделе.
11. В случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности:
11.1. проектной организацией по договору с заказчиком готовится:
уведомление о планируемой деятельности по форме согласно приложению;
запрос информации о затрагиваемой стороне, необходимой для разработки отчета об ОВОС, одновременно с уведомлением о планируемой деятельности либо после получения письменного ответа затрагиваемой стороны с подтверждением участия в процедуре оценки воздействия в трансграничном контексте;
11.2. заказчиком либо по договору с ним проектной организацией обеспечивается перевод программы проведения ОВОС и материалов, указанных в подпункте 11.1 настоящего пункта, на английский язык и (или) другой язык по договоренности заинтересованных сторон;
(в ред. постановления Совмина от 13.10.2011 N 1370)
(см. текст в предыдущей редакции)
11.3. заказчиком обеспечивается представление в Минприроды программы проведения ОВОС, уведомления о планируемой деятельности, запроса информации о затрагиваемой стороне, необходимой для разработки отчета об ОВОС, на русском, английском или другом языке по договоренности заинтересованных сторон на бумажном и электронном носителях.
(в ред. постановления Совмина от 13.10.2011 N 1370)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Минприроды в течение 3 рабочих дней по дипломатическим каналам направляет материалы, указанные в подпункте 11.3 пункта 11 настоящего Положения, полученные от заказчика, затрагиваемым сторонам.
13. При получении от затрагиваемых сторон письменного ответа с подтверждением участия в процедуре оценки воздействия в трансграничном контексте Минприроды в течение 3 рабочих дней направляет копию ответа с перечнем замечаний и предложений затрагиваемых сторон по программе проведения ОВОС (при их наличии) заказчику и проектной организации.
14. Программа проведения ОВОС подлежит доработке по замечаниям и предложениям затрагиваемых сторон и утверждению заказчиком.
15. По инициативе затрагиваемых сторон на их территории либо по договоренности сторон на территории Республики Беларусь проводятся консультации по полученным от них замечаниям и предложениям по программе проведения ОВОС. В указанных консультациях от Республики Беларусь принимают участие представители заказчика и проектной организации, а также при необходимости — представители Минприроды.
16. По результатам проведения оценки воздействия готовится отчет об ОВОС, который должен включать:
16.1. резюме нетехнического характера (в виде отдельного раздела), содержащее краткую информацию о планируемой деятельности и воздействии на окружающую среду, в том числе в трансграничном контексте, и предполагаемых мерах по его предотвращению, минимизации или компенсации, результатах и выводах оценки воздействия;
16.2. сведения о заказчике планируемой деятельности;
16.3. сведения о целях и необходимости реализации планируемой деятельности (в том числе указывается информация о соответствии планируемой деятельности принятой концепции, программе, схеме отраслевого развития (транспорта, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, мелиорации и других отраслей), утвержденной градостроительной документации);
16.4. описание альтернативных вариантов (территориальных и (или) технологических) размещения и (или) реализации планируемой деятельности, включая отказ от ее реализации (нулевая альтернатива);
16.5. оценку существующего состояния окружающей среды, социально-экономических и иных условий на территории Республики Беларусь и затрагиваемых сторон в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности;
16.6. описание основных источников и возможных видов воздействия на окружающую среду каждого из альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности;
16.7. прогноз и оценку изменения состояния окружающей среды и социально-экономических условий в результате реализации каждого из альтернативных вариантов планируемой деятельности. При этом учитываются существующие источники воздействия в зоне влияния планируемой деятельности и особенности состояния окружающей среды;
16.8. описание мер по улучшению социально-экономических условий и предотвращению, минимизации или компенсации значительного вредного воздействия на окружающую среду в результате реализации альтернативных вариантов планируемой деятельности;
16.9. прогноз возникновения вероятных чрезвычайных и запроектных аварийных ситуаций и оценку их последствий, описание мер по предупреждению таких ситуаций, реагированию на них, ликвидации их последствий;
16.10. обоснование выбора приоритетного варианта размещения и (или) реализации планируемой деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов;
16.11. информацию (в виде отдельных разделов) об оценке возможного значительного вредного трансграничного воздействия каждого из альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности на окружающую среду каждой из затрагиваемых сторон и о предполагаемых мерах по его предотвращению, минимизации или компенсации;
16.12. описание программ локального мониторинга окружающей среды и послепроектного анализа при его необходимости;
16.13. основные выводы по результатам проведения оценки воздействия;
16.14. оценку достоверности прогнозируемых последствий реализации планируемой деятельности с указанием выявленных при проведении оценки воздействия неопределенностей.
17. В случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности заказчиком либо по договору с ним проектной организацией обеспечивается перевод отчета об оценке воздействия на окружающую среду на английский и (или) другой язык по договоренности заинтересованных сторон и представление указанных материалов на бумажном и электронном носителях в Минприроды.
(п. 17 в ред. постановления Совмина от 13.10.2011 N 1370)
(см. текст в предыдущей редакции)
18. Минприроды в течение 3 рабочих дней по дипломатическим каналам направляет полученные от заказчика либо проектной организации материалы, указанные в пункте 17 настоящего Положения, затрагиваемым сторонам.
19. Местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами административно-территориальных единиц, на территории которых предполагается реализация планируемой деятельности, или затрагиваемых в результате ее реализации (далее — соответствующие местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы), совместно с заказчиком с участием проектной организации проводятся общественные обсуждения и собрание по обсуждению отчета об ОВОС в соответствии с пунктами 34 — 41 настоящего Положения.
В случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности затрагиваемыми сторонами проводятся общественные обсуждения на их территории отчета об ОВОС в соответствии с пунктом 44 настоящего Положения. По инициативе затрагиваемых сторон в общественных обсуждениях на территории затрагиваемых сторон от Республики Беларусь принимают участие представители заказчика и проектной организации, а также при необходимости — представители Минприроды.
20. Минприроды в течение 3 рабочих дней направляет копию замечаний и предложений по отчету об ОВОС (при их наличии), полученных от затрагиваемых сторон, заказчику и проектной организации для подготовки ответов на них.
(в ред. постановления Совмина от 01.06.2011 N 689)
(см. текст в предыдущей редакции)
21. По инициативе каждой из затрагиваемых сторон на их территории либо по договоренности сторон на территории Республики Беларусь проводятся консультации по полученным от них замечаниям и предложениям по отчету об ОВОС. В указанных консультациях от Республики Беларусь принимают участие представители Минприроды, заказчика и проектной организации.
22. Отчет об ОВОС на бумажном и электронном носителях представляется на государственную экологическую экспертизу в составе проектной документации.
(часть первая п. 22 в ред. постановления Совмина от 01.06.2011 N 689)
(см. текст в предыдущей редакции)
К отчету об ОВОС прилагаются:
документация в соответствии с частью пятой статьи 12 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе»;
результаты общественных обсуждений и консультаций, в том числе:
(в ред. постановления Совмина от 01.06.2011 N 689)
(см. текст в предыдущей редакции)
уведомление об общественных обсуждениях и объявление о проведении собрания по обсуждению отчета об ОВОС (публикация в средствах массовой информации, размещение в глобальной компьютерной сети Интернет);
протокол общественных обсуждений с указанием количества участников общественных обсуждений в разрезе административно-территориальных единиц (районов);
протокол собрания по обсуждению отчета об ОВОС с указанием количества участников собрания (в случае проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС);
протоколы консультаций с затрагиваемыми сторонами, замечания и предложения по отчету об ОВОС, поступившие от затрагиваемых сторон по результатам общественных обсуждений и консультаций, и ответы на них.
(абзац введен постановлением Совмина от 01.06.2011 N 689)
Дополнительно к отчету об ОВОС могут прилагаться иные материалы, иллюстрирующие полноту проведенной оценки воздействия.
В случае доработки отчета об ОВОС на основаниях, предусмотренных в подпункте 7.6 пункта 7 настоящего Положения, заказчиком до представления проектной документации на государственную экологическую экспертизу (за исключением проектной документации, не предусматривающей увеличения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод и образования отходов производства) обеспечивается проведение процедур по доработанному отчету об ОВОС в соответствии с пунктами 17 — 21 настоящего Положения.
(часть четвертая п. 22 введена постановлением Совмина от 01.06.2011 N 689; в ред. постановления Совмина от 13.10.2011 N 1370)
(см. текст в предыдущей редакции)
23. Решение о соответствии или несоответствии проектной документации требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, содержащееся в заключении государственной экологической экспертизы, в течение 10 рабочих дней со дня его утверждения размещается в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте областного (Минского городского) комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды в соответствии с местом размещения планируемой деятельности.
(в ред. постановления Совмина от 13.10.2011 N 1370)
(см. текст в предыдущей редакции)
В средствах массовой информации, в которых было опубликовано уведомление об общественных обсуждениях отчета об ОВОС, а также в глобальной компьютерной сети Интернет на сайтах соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов (при наличии таких сайтов) подлежит опубликованию (размещению):
информация о том, где можно ознакомиться с утвержденным отчетом об ОВОС, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения проектной документации;
информация о принятом местным исполнительным и распорядительным органом решении по вопросу размещения объекта (далее — решение о разрешении строительства объекта) с обоснованием его принятия в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Перечни принятых решений о разрешении строительства объектов формируются и поддерживаются местными исполнительными и распорядительными органами в актуальном состоянии на своих сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет (при наличии таких сайтов).
В случае, если оценка воздействия проводилась в трансграничном контексте, заказчиком обеспечивается представление в Минприроды на русском, английском и (или) другом языках по договоренности заинтересованных сторон на бумажном и электронном носителях:
(в ред. постановления Совмина от 13.10.2011 N 1370)
(см. текст в предыдущей редакции)
утвержденного отчета об ОВОС, по которому выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения проектной документации;
информации о принятом решении о разрешении строительства объекта с обоснованием его принятия в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения.
(п. 23 в ред. постановления Совмина от 01.06.2011 N 689)
(см. текст в предыдущей редакции)
24. Минприроды в течение 3 рабочих дней по дипломатическим каналам направляет полученные от заказчика материалы, указанные в абзацах втором и третьем части четвертой пункта 23 настоящего Положения, затрагиваемым сторонам и размещает их на своем сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.
(п. 24 в ред. постановления Совмина от 01.06.2011 N 689)
(см. текст в предыдущей редакции)
25. В случае, если проектная документация содержит информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, заказчик готовит отчет об ОВОС в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, регулирующего вопросы доступа к такой информации.
26. При разработке проектной документации на объекты, для которых в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» оценка воздействия на окружающую среду не проводится, разрабатывается раздел «Охрана окружающей среды», содержащий необходимые сведения и расчеты в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также строительства, архитектуры и градостроительства.
(п. 26 в ред. постановления Совмина от 01.06.2011 N 689)
(см. текст в предыдущей редакции)
27. В случае, если не проводилась оценка воздействия с учетом возможного трансграничного воздействия на территорию какого-либо иностранного государства, Минприроды при получении от такого государства запроса о предоставлении информации о планируемой деятельности и ее трансграничном воздействии в течение 3 рабочих дней направляет копию запроса заказчику для подготовки запрашиваемой информации в целях консультаций с иностранным государством по вопросу о вероятности возникновения значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности.
Если стороны пришли к согласию о вероятности возникновения значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности, заказчиком обеспечивается проведение оценки воздействия в трансграничном контексте в соответствии с требованиями настоящего Положения.
28. В случае, если Республика Беларусь является затрагиваемой стороной в результате возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой на территории иностранного государства деятельности:
28.1. Минприроды в течение 30 календарных дней со дня получения от иностранного государства уведомления о планируемой на его территории деятельности принимает решение об участии (неучастии) Республики Беларусь в процедуре оценки воздействия в трансграничном контексте и по дипломатическим каналам направляет ответ иностранному государству;
28.2. Минприроды в течение 3 рабочих дней со дня получения от иностранного государства запроса информации, необходимой для разработки отчета об ОВОС, направляет его копию в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы для подготовки и представления в Минприроды указанной информации в срок не более 60 календарных дней.
В течение 3 рабочих дней со дня получения от соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов запрашиваемой информации Минприроды направляет ее по дипломатическим каналам иностранному государству;
28.3. Минприроды в течение 3 рабочих дней со дня получения отчета об ОВОС от иностранного государства размещает его на своем сайте в глобальной компьютерной сети Интернет и передает его заинтересованным республиканским органам государственного управления и научным организациям, соответствующим местным исполнительным и распорядительным органам;
28.4. органы государственного управления и научные организации, получившие отчет об ОВОС, рассматривают его и в течение 30 календарных дней со дня его получения направляют в Минприроды свои замечания и предложения.
Соответствующие местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы:
в течение 3 рабочих дней со дня получения отчета об ОВОС организуют и проводят общественные обсуждения отчета об ОВОС в соответствии с пунктами 34 — 41 настоящего Положения;
в течение 10 рабочих дней со дня завершения общественных обсуждений отчета об ОВОС направляют замечания и предложения общественности по отчету об ОВОС в Минприроды;
28.5. Минприроды в течение 10 рабочих дней со дня получения замечаний и предложений по отчету об ОВОС, указанных в подпункте 28.4 настоящего пункта, обобщает их и по дипломатическим каналам направляет иностранному государству;
28.6. Минприроды в течение 3 рабочих дней со дня получения от иностранного государства ответов на направленные ранее замечания и предложения по отчету об ОВОС передает их органам государственного и местного управления и самоуправления, а также научным организациям, представившим замечания и предложения;
28.7. органы государственного и местного управления и самоуправления и научные организации, получившие ответы на замечания и предложения по отчету об ОВОС, рассматривают их и в течение 10 рабочих дней со дня их получения направляют в Минприроды предложение о необходимости проведения консультаций с иностранным государством;
28.8. Минприроды совместно с органами государственного и местного управления и самоуправления и научными организациями, представившими предложения о необходимости проведения консультаций, согласовывает с иностранным государством место и дату проведения указанных консультаций и принимает участие в них;
28.9. Минприроды в течение 3 рабочих дней со дня получения от иностранного государства доработанного отчета об ОВОС и информации о принятом решении в отношении планируемой на его территории деятельности размещает полученную информацию на своем сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.
29. В случае, если Республика Беларусь не была уведомлена о планируемой на территории иностранного государства деятельности, но считает, что ее территория может быть затронута в результате значительного вредного трансграничного воздействия такой деятельности, Минприроды по дипломатическим каналам направляет иностранному государству запрос о предоставлении информации о планируемой на его территории деятельности в соответствии с положениями Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
30. Оценка воздействия на окружающую среду, в том числе с учетом возможного трансграничного воздействия, организуется и финансируется заказчиком, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

ГЛАВА 3
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБСУЖДЕНИЙ

31. Общественные обсуждения отчета об ОВОС проводятся в целях:
31.1. информирования общественности по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
31.2. реализации прав общественности на участие в обсуждении и принятии экологически значимых решений;
31.3. учета замечаний и предложений общественности по вопросам охраны окружающей среды в процессе оценки воздействия и принятия решений, касающихся реализации планируемой деятельности;
31.4. поиска взаимоприемлемых для заказчика и общественности решений в вопросах предотвращения или минимизации вредного воздействия на окружающую среду при реализации планируемой деятельности.
32. Общественные обсуждения отчета об ОВОС осуществляются посредством:
32.1. ознакомления общественности с отчетом об ОВОС и документирования высказанных замечаний и предложений;
32.2. проведения в случае заинтересованности общественности собрания по обсуждению отчета об ОВОС.
33. Процедура проведения общественных обсуждений включает в себя следующие этапы:
33.1. уведомление общественности об общественных обсуждениях;
33.2. обеспечение доступа общественности к отчету об ОВОС у заказчика и (или) в местных исполнительных и распорядительных органах, библиотеках и других доступных местах, а также размещение отчета об ОВОС в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте заказчика (при наличии такого сайта);
(в ред. постановления Совмина от 01.06.2011 N 689)
(см. текст в предыдущей редакции)
33.3. ознакомление общественности с отчетом об ОВОС;
33.4. в случае заинтересованности общественности:
уведомление общественности о дате и месте проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС;
проведение собрания по обсуждению отчета об ОВОС на территории Республики Беларусь и затрагиваемых сторон;
33.5. сбор и анализ замечаний и предложений, оформление сводки отзывов по результатам общественных обсуждений отчета об ОВОС.
34. Соответствующие местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы совместно с заказчиком:
не менее чем за 3 рабочих дня до опубликования уведомления об общественных обсуждениях в соответствии с законодательством о местном управлении и самоуправлении создают комиссию по подготовке и проведению общественных обсуждений, определяют ее персональный состав и назначают председателя комиссии из числа заместителей председателя соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа;
уведомляют общественность о начале процедуры общественных обсуждений посредством публикации уведомления в средствах массовой информации, а также его размещения в глобальной компьютерной сети Интернет на сайтах заказчика и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов (при наличии таких сайтов);
(в ред. постановления Совмина от 01.06.2011 N 689)
(см. текст в предыдущей редакции)
в течение 3 рабочих дней со дня обращения общественности в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы с заявлением о необходимости проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС уведомляют общественность о дате и месте его проведения посредством публикации объявления в средствах массовой информации, а также его размещения в глобальной компьютерной сети Интернет на сайтах заказчика и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов (при наличии таких сайтов).
(в ред. постановления Совмина от 01.06.2011 N 689)
(см. текст в предыдущей редакции)
В состав комиссии по подготовке и проведению общественных обсуждений по согласованию с территориальными органами Минприроды могут быть дополнительно включены их представители.
35. Уведомление об общественных обсуждениях должно содержать:
35.1. информацию о заказчике планируемой деятельности (наименование, юридический, почтовый и электронный адреса, номера телефона и факса);
35.2. наименование, обоснование и описание планируемой деятельности;
35.3. информацию о месте размещения планируемой деятельности;
35.4. информацию о сроках реализации планируемой деятельности;
35.5. информацию о сроках проведения общественных обсуждений и представления замечаний по отчету об ОВОС;
35.6. информацию о том, где можно ознакомиться с отчетом об ОВОС и куда направить замечания и предложения по отчету об ОВОС (наименование, почтовый адрес, интернет-сайт, фамилия, имя, отчество и должность контактного лица, номера телефона и факса, электронный адрес);
35.7. информацию о местонахождении местного исполнительного и распорядительного органа, ответственного за принятие решения о разрешении строительства объекта (наименование, почтовый адрес, интернет-сайт, номер телефона и факса, электронный адрес), и сроке направления заявления о необходимости проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС и заявления о намерении проведения общественной экологической экспертизы.
(в ред. постановления Совмина от 01.06.2011 N 689)
(см. текст в предыдущей редакции)
35-1. Срок проведения общественных обсуждений должен составлять не менее 30 календарных дней со дня опубликования уведомления об общественных обсуждениях.
(п. 35-1 введен постановлением Совмина от 01.06.2011 N 689)
36. Со дня опубликования уведомления об общественных обсуждениях соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы совместно с заказчиком размещают отчет об ОВОС в местах, указанных в подпункте 33.2 пункта 33 настоящего Положения, и обеспечивают доступ общественности для ознакомления с отчетом об ОВОС и возможность документирования вопросов, замечаний и предложений по представленному отчету в течение всего срока общественных обсуждений.
37. В случае обращения общественности в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы в течение 10 рабочих дней со дня опубликования уведомления об общественных обсуждениях с заявлением о необходимости проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС проведение этого собрания может быть назначено не ранее чем через 30 календарных дней со дня опубликования данного уведомления.
38. Порядок организации и проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС регулируется законодательством о массовых мероприятиях.
39. Процедура проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС включает в себя следующие этапы:
39.1. регистрация участников собрания;
39.2. открытие собрания;
39.3. выступление представителя заказчика (устный доклад или презентация);
39.4. выступление представителя(ей) проектной(ых) организации(ий) (презентация);
39.5. поступление вопросов, их обработка, ответы на вопросы, не требующие подготовки либо проведения дополнительных исследований и изысканий;
39.6. подведение итогов и завершение собрания.
Если в ходе собрания по обсуждению отчета об ОВОС не могут быть даны ответы на поставленные вопросы, ответы на них направляются авторам вопросов на указанный при регистрации почтовый либо электронный адрес в течение 30 календарных дней со дня проведения собрания.
40. По результатам собрания по обсуждению отчета об ОВОС в течение 3 рабочих дней со дня его проведения оформляется протокол собрания с перечнем вопросов, замечаний и предложений по отчету об ОВОС, поступивших в ходе собрания, с указанием их авторов и ответов на них и общего количества участников собрания. Данный протокол утверждается председателем и подписывается членами комиссии по подготовке и проведению общественных обсуждений.
41. По результатам общественных обсуждений в течение 10 рабочих дней со дня их завершения оформляется протокол общественных обсуждений с указанием количества участников общественных обсуждений в разрезе административно-территориальных единиц (районов) с выводами и предложениями комиссии по подготовке и проведению общественных обсуждений. Протокол общественных обсуждений утверждается председателем и подписывается членами комиссии по подготовке и проведению общественных обсуждений.
К протоколу общественных обсуждений прилагается сводка отзывов, которая готовится проектной организацией по договору с заказчиком. В данную сводку включаются все замечания и предложения по отчету об ОВОС, поступившие в процессе общественных обсуждений в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы, заказчику и в проектную организацию, указанные в уведомлении об общественных обсуждениях.
42. По результатам общественных обсуждений отчета об ОВОС заказчик и проектная организация формируют согласованное предложение о возможности и целесообразности реализации планируемой деятельности на предполагаемой территории исходя из экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий ее реализации.
43. При необходимости заказчик может приостанавливать процедуру общественных обсуждений в целях внесения изменений и дополнений в проектные решения по результатам обсуждений, анализа поступивших замечаний и предложений для сбора дополнительных сведений, проведения дополнительных исследований и изысканий, в том числе на территории затрагиваемых сторон. После доработки проектных решений планируемой деятельности и отчета об ОВОС общественные обсуждения возобновляются для рассмотрения других не учтенных ранее воздействий и последствий.
44. Проведение общественных обсуждений на территории затрагиваемых сторон осуществляется в соответствии с международными договорами и национальным законодательством затрагиваемых сторон.
45. Собрание по обсуждению отчета об ОВОС не проводится, если общественность не обратилась в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы с заявлением о необходимости его проведения в течение 10 рабочих дней со дня опубликования уведомления об общественных обсуждениях.

Приложение
к Положению о порядке
проведения оценки воздействия
на окружающую среду

Форма

Уведомление о планируемой деятельности

Планируемая деятельность _________________________________________________.
(наименование (вид)
Заказчик планируемой деятельности _________________________________________
(наименование, юридический,
__________________________________________________________________________.
почтовый и электронный адреса, номера телефона и факса)
Цели планируемой деятельности _____________________________________________
__________________________________________________________________________.
Обоснование планируемой деятельности ______________________________________
__________________________________________________________________________.
Описание планируемой деятельности _________________________________________
(характер и масштабы)
__________________________________________________________________________.
Место размещения планируемой деятельности _________________________________
(описание и обоснование
__________________________________________________________________________.
выбора места)
Сроки реализации планируемой деятельности _________________________________
(начало и продолжительность
__________________________________________________________________________.
строительства и эксплуатации)
Предполагаемый срок принятия решения в отношении  планируемой  деятельности
__________________________________________________________________________.
Характер  возможного   решения   в   отношении   планируемой   деятельности
__________________________________________________________________________.
Сроки проведения оценки воздействия _______________________________________
__________________________________________________________________________.
Разработчик(и) оценки воздействия _________________________________________
(наименование, юридический,
__________________________________________________________________________.
почтовый и электронный адреса, номера телефона и факса)
Предполагаемые  сроки  проведения  общественных  обсуждений  и консультаций
__________________________________________________________________________.
Срок  направления  ответа  о  намерении   участвовать  в  процедуре  оценки
воздействия в трансграничном контексте ___________________________________.