Закон РБ № 340-3 «О санитарно-эпидиемиологическом благополучии населения»

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

7 января 2012 г. N 340-З

О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ

Принят Палатой представителей 14 декабря 2011 года
Одобрен Советом Республики 20 декабря 2011 года

Настоящий Закон направлен на установление правовых и организационных основ предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

гигиенический норматив — технический нормативный правовой акт, устанавливающий допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания человека, продукцию с позиций их безопасности и безвредности для человека;

государственная регистрация продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения (далее — государственная регистрация), — система учета и допуска к реализации и использованию продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, признанной соответствующей требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

государственная санитарно-гигиеническая экспертиза — установление соответствия (несоответствия) объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

государственный санитарный надзор — комплекс мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предупреждение, выявление, пресечение нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия (далее — дезинфекционные мероприятия) — мероприятия, направленные на уничтожение или сокращение численности возбудителей и переносчиков инфекционных заболеваний;

инфекционные заболевания — заболевания, в том числе отравления, возникновение и распространение которых обусловлены воздействием возбудителей инфекционных заболеваний;

источник инфекционных заболеваний — зараженный организм человека или животного, в котором возбудители инфекционных заболеваний могут жить, размножаться, накапливаться и вызывать заражение другого человека;

массовые неинфекционные заболевания — заболевания, в том числе отравления, возникновение и распространение которых обусловлены воздействием химических, физических, социальных факторов среды обитания человека;

обращение продукции — разработка, производство, реализация, хранение, транспортировка, использование, уничтожение, ввоз на территорию Республики Беларусь, вывоз с территории Республики Беларусь продукции;

ограничительные мероприятия — административные, санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предотвращение распространения инфекционных и (или) массовых неинфекционных заболеваний, их локализацию и ликвидацию и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, а также перемещения транспортных средств, товаров, грузов и животных;

продукция — химические и биологические вещества, материалы и изделия из них, продукция производственно-технического назначения, товары для личных (бытовых) нужд, продовольственное сырье и пищевые продукты, биологически активные добавки к пище, а также материалы и изделия, применяемые для производства, реализации, хранения, транспортировки, упаковки продовольственного сырья и пищевых продуктов;

продукция, представляющая потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, — отдельные виды продукции, которые могут оказать вредное воздействие на жизнь и здоровье населения при их обращении и которые включены в перечень продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, определяемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

производственный контроль — контроль за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленный на сохранение жизни и здоровья населения, среды обитания человека при обращении продукции, выполнении работ и оказании услуг, обеспечиваемый организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями;

профилактические прививки — введение в организм человека иммунобиологических лекарственных средств для создания специфической невосприимчивости к инфекционным заболеваниям;

санитарно-карантинный контроль — вид контроля, осуществляемого в отношении физических лиц, транспортных средств и продукции, в том числе в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, на межгосударственных передаточных железнодорожных станциях, в целях предотвращения заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;

санитарно-противоэпидемические мероприятия — организационные, профилактические и иные мероприятия, направленные на оценку риска неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания, устранение или уменьшение такого воздействия, предотвращение заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализацию и ликвидацию;

санитарно-эпидемиологическая обстановка — состояние здоровья населения, факторов среды обитания человека на определенной территории в конкретный период времени;

санитарно-эпидемиологический аудит — независимая оценка соблюдения организациями или физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и выдача рекомендаций по улучшению их деятельности;

санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие на организм человека факторов среды его обитания и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

санитарные нормы и правила — технические нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;

социально-гигиенический мониторинг — система сбора, анализа и оценки информации о состоянии жизни и здоровья населения в зависимости от качества среды обитания человека;

среда обитания человека — окружающая человека среда, обусловленная совокупностью объектов, явлений и факторов, определяющих условия его жизнедеятельности;

фактор среды обитания человека — любой химический, физический, социальный или биологический фактор природного либо антропогенного происхождения, способный воздействовать на организм человека.

Статья 2. Законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, иных актов законодательства, а также международных договоров Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Финансирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Финансирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и иных источников, предусмотренных актами законодательства.

Статья 4. Ответственность за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

За нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения виновные несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

ГЛАВА 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 5. Государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, иными республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их полномочий.

Статья 6. Полномочия Президента Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику и осуществляет государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 7. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Совет Министров Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

обеспечивает развитие международного сотрудничества;

обеспечивает разработку и реализацию государственной программы;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Беларусь.

Статья 8. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Беларусь, иных республиканских органов государственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

проводит единую государственную политику;

организует обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

осуществляет государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;

организует проведение государственного санитарного надзора;

организует проведение профилактических прививок;

координирует реализацию медико-санитарных мер, предусмотренных Международными медико-санитарными правилами;

согласовывает проекты технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности и безвредности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья населения;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Иные республиканские органы государственного управления реализуют государственную политику в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции.

Статья 9. Полномочия местных Советов депутатов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Местные Советы депутатов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции:

утверждают региональные программы;

осуществляют иные полномочия в соответствии с актами законодательства.

Статья 10. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Местные исполнительные и распорядительные органы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции:

организуют работу по обеспечению надлежащего санитарного состояния территорий населенных пунктов;

разрабатывают и вносят для утверждения в местные Советы депутатов проекты региональных программ;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 11. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается путем:

реализации государственной и региональных программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

предупреждения распространения заболеваний с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноза ее изменения;

проведения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, санитарно-противоэпидемических мероприятий;

соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;

подтверждения соответствия факторов среды обитания человека требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе требованиям безопасности и безвредности для организма человека, а также использования и (или) разработки и утверждения соответствующих методов (методик) определения указанных факторов;

государственной санитарно-гигиенической экспертизы;

государственной регистрации;

социально-гигиенического мониторинга;

санитарно-эпидемиологического аудита;

производственного контроля;

использования достижений науки в изучении состояния здоровья населения, среды обитания человека;

предоставления информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания человека, проводимых санитарно-противоэпидемических мероприятиях;

проведения мероприятий по гигиеническому обучению и воспитанию населения;

формирования здорового образа жизни.

Статья 12. Государственная и региональные программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

В целях сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения, предотвращения заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации, оздоровления среды обитания человека, создания благоприятных условий для его жизнедеятельности Советом Министров Республики Беларусь, местными Советами депутатов утверждаются соответственно государственная и региональные программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Государственной программой в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусматриваются мероприятия по:

предупреждению, уменьшению и устранению неблагоприятного воздействия факторов среды обитания человека на здоровье населения;

повышению эффективности профилактических прививок;

информированию населения о профилактике инфекционных заболеваний;

предотвращению заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации;

обеспечению сбалансированного и рационального питания населения;

повышению качества, безопасности и безвредности продовольственного сырья, пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с ними;

иные мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На основании государственной программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения местные исполнительные и распорядительные органы разрабатывают региональные программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые утверждаются местными Советами депутатов.

Статья 13. Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы

Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы являются частью законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы, используемые при осуществлении строительной деятельности, утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Статья 14. Санитарно-эпидемиологические требования

Санитарно-эпидемиологическими требованиями являются требования к:

планировке и застройке населенных пунктов;

проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, к благоустройству объектов строительства и вводу в эксплуатацию объектов строительства;

расширению или увеличению мощности, вводу в эксплуатацию и содержанию производственных объектов;

содержанию и эксплуатации оборудования;

выбору и предоставлению земельных участков;

содержанию и эксплуатации жилых и нежилых помещений;

содержанию и эксплуатации транспортных средств;

продукции, технологиям ее производства, обращению продукции, в том числе продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения;

питанию населения;

водным объектам, питьевому водоснабжению, водопользованию для хозяйственно-бытовых и иных нужд населения, местам водопользования;

атмосферному воздуху населенных пунктов, мест массового отдыха населения, воздуху рабочей зоны, воздуху жилых, производственных и иных помещений;

почвам, содержанию территориальных зон населенных пунктов;

обращению с отходами производства и потребления;

условиям труда работающих;

организации и выполнению работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

организации и проведению мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организации образовательного процесса;

гигиеническому обучению и воспитанию;

обеспечению радиационной, химической, биологической безопасности, в том числе к применению химических веществ, ядов, биологических средств и материалов и условиям работы с ними;

обеспечению безопасности и безвредности воздействия неионизирующих излучений и других физических факторов;

техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации, технологической документации на продукцию, представляющую потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, а также на работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

организации и выполнению работ и оказанию услуг, включающих разработку, испытание, изготовление, производство, хранение, транспортировку, реализацию, применение средств дезинфекции, дезинсекции и дератизации, оборудования, материалов, содержание и эксплуатацию объектов дезинфекционной деятельности, а также к контролю эффективности, безопасности и безвредности таких работ и услуг;

условиям проведения стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения;

организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий;

проведению профилактических прививок;

проведению обязательных медицинских осмотров;

хранению и переработке сырья;

водоснабжению, водоотведению, микроклимату, освещению и вентиляции;

условиям перевозки и хранения ядовитых веществ;

условиям перевозки пассажиров;

осуществлению производственного контроля.

Статья 15. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование включает в себя:

разработку, экспертизу, утверждение, распространение санитарных норм и правил, гигиенических нормативов;

регистрацию, систематизацию санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, требования к их составлению и оформлению;

разработку единых методических подходов и методик исследовательских работ по научному обоснованию санитарных норм и правил, гигиенических нормативов;

использование и (или) разработку и утверждение соответствующих методов (методик) определения факторов среды обитания человека, которые оказывают или могут оказать неблагоприятное воздействие на организм человека;

контроль за проведением научных разработок в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и их экспертизу;

контроль за внедрением санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, изучение и обобщение практики их применения;

создание и ведение информационной базы данных и фонда санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, использование информационных ресурсов в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

Статья 16. Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза

Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза проводится в целях:

комплексной оценки воздействия факторов среды обитания человека на санитарно-эпидемиологическую обстановку, жизнь и здоровье населения;

исследования причин и условий возникновения инфекционных заболеваний;

оценки соответствия принимаемых решений в процессе хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

предотвращения неблагоприятного воздействия объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, на жизнь и здоровье населения.

Объектами, подлежащими государственной санитарно-гигиенической экспертизе, являются:

проекты санитарно-защитных зон ядерных установок и (или) пунктов хранения, санитарно-защитных зон организаций, сооружений и иных объектов, оказывающих воздействие на здоровье человека и окружающую среду и определяемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь, зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения;

проектная документация на реконструкцию, в том числе модернизацию, капитальный ремонт, при которых осуществляются расширение или увеличение мощности, а также изменение целевого назначения объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры;

объекты социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры;

проекты технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (за исключением проектов технических нормативных правовых актов, в том числе технических регламентов, регулирующих обращение лекарственных средств, стандартов организаций), технологической документации (за исключением технологической документации, разработанной на продукцию собственного производства организаций общественного питания, и технологической документации, не включающей процессы производства продукции);

продукция (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации);

сроки годности, хранения и условия хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающиеся от установленных в технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации;

работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

условия труда работающих.

Перечень продукции, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе, определяется Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами.

Государственную санитарно-гигиеническую экспертизу проводят по заявлениям организаций, индивидуальных предпринимателей органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор.

По результатам государственной санитарно-гигиенической экспертизы выдается санитарно-гигиеническое заключение.

Финансирование работ по проведению государственной санитарно-гигиенической экспертизы осуществляется за счет средств организаций, индивидуальных предпринимателей, если иное не установлено актами законодательства.

Порядок и условия проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 17. Требования к обращению продукции

Новые технологические процессы изготовления продукции не допускаются к внедрению в производство без согласования с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.

Обращение продукции, не соответствующей требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не допускается.

Находящаяся в обращении продукция при установлении ее несоответствия требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения изымается из обращения в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Статья 18. Государственная регистрация

Государственная регистрация проводится в целях оценки соответствия продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, условий ее обращения требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в целях предотвращения неблагоприятного воздействия этой продукции на жизнь и здоровье населения при ее обращении.

Государственную регистрацию проводят органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, по заявлениям организаций и индивидуальных предпринимателей.

По результатам государственной регистрации выдается свидетельство о государственной регистрации.

Финансирование работ по проведению государственной регистрации осуществляется за счет средств организаций и индивидуальных предпринимателей, если иное не установлено актами законодательства.

Порядок и условия проведения государственной регистрации определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 19. Социально-гигиенический мониторинг

Социально-гигиенический мониторинг проводится в целях выявления уровней риска для жизни и здоровья населения и разработки мероприятий, направленных на предупреждение, уменьшение и устранение неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания.

Социально-гигиенический мониторинг проводит Министерство здравоохранения Республики Беларусь в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 20. Санитарно-эпидемиологический аудит

Санитарно-эпидемиологический аудит проводится в добровольном порядке за счет собственных средств организаций или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Порядок проведения санитарно-эпидемиологического аудита определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 21. Гигиеническое обучение и воспитание

Гигиеническое обучение и воспитание направлены на овладение знаниями, умениями и навыками в области гигиены, здорового образа жизни, охраны здоровья и осуществляются в целях профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни.

Гигиеническое обучение и воспитание должны осуществляться при получении дошкольного, общего среднего, специального образования, а также перед допуском к работе, при повышении квалификации и переподготовке физических лиц, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, обучением и воспитанием детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

ГЛАВА 4

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Статья 22. Санитарно-противоэпидемические мероприятия

Санитарно-противоэпидемические мероприятия включают в себя:

санитарную охрану территории Республики Беларусь;

проведение профилактических прививок;

дезинфекционные мероприятия;

обязательные медицинские осмотры;

иные мероприятия.

Физическим лицам, имеющим инфекционные заболевания, физическим лицам, контактировавшим с физическими лицами, имеющими инфекционные заболевания, а также физическим лицам с подозрением на инфекционные заболевания медицинская помощь оказывается в порядке, определенном законодательством о здравоохранении.

Физические лица, имеющие инфекционные заболевания, включенные в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, определяемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее — перечень опасных заболеваний), в случае уклонения от лечения могут быть подвергнуты принудительному оказанию медицинской помощи в стационарных условиях в государственных организациях здравоохранения. Порядок и условия принудительного оказания медицинской помощи в стационарных условиях в государственных организациях здравоохранения таким физическим лицам определяются законодательными актами.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие инфекционные заболевания, включенные в перечень опасных заболеваний, или вирус иммунодефицита человека и отказывающиеся от лечения, могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь в порядке, определенном актами законодательства.

Если физические лица, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть источником инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемой ими работы или производства, в котором они заняты, эти физические лица подлежат отстранению от работы в порядке, определенном законодательством о труде.

Перечень профессий и инфекционных заболеваний, при которых носители возбудителей инфекционных заболеваний представляют опасность для окружающих, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Случаи инфекционных заболеваний и подозрений на инфекционные заболевания подлежат регистрации организациями здравоохранения в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Статья 23. Санитарная охрана территории Республики Беларусь

В целях предотвращения заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации осуществляется комплекс мероприятий по санитарной охране территории Республики Беларусь.

Санитарная охрана территории Республики Беларусь осуществляется с учетом Международных медико-санитарных правил.

Перечень инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, на которые распространяются мероприятия по санитарной охране территории Республики Беларусь, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Санитарная охрана территории Республики Беларусь обеспечивается путем:

осуществления санитарно-карантинного контроля;

проведения комплекса административных, санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализацию и ликвидацию;

обеспечения постоянной готовности государственных органов, организаций здравоохранения и иных организаций к проведению комплекса административных, санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию очагов инфекционных заболеваний;

проведения мониторинга возбудителей инфекционных заболеваний;

введения (отмены) ограничительных мероприятий;

осуществления международного сотрудничества в области санитарной охраны территорий.

Ограничительные мероприятия вводятся (отменяются) соответственно решением Совета Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по представлению:

заместителя Министра здравоохранения — Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь — на территории Республики Беларусь;

главных государственных санитарных врачей областей, городов, районов, районов в городах — на территории областей, городов, районов, районов в городах.

Перечень ограничительных мероприятий и порядок их проведения определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Руководство и координация деятельности организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по предотвращению заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации осуществляются комиссиями по чрезвычайным ситуациям, образуемыми Советом Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами.

Статья 24. Проведение профилактических прививок

Профилактические прививки проводятся в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации.

Профилактические прививки проводятся в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемическим показаниям.

Национальный календарь профилактических прививок определяет порядок и сроки проведения профилактических прививок, а также группы физических лиц, подлежащих профилактическим прививкам.

Национальный календарь профилактических прививок, перечень профилактических прививок по эпидемическим показаниям, порядок и сроки их проведения определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Статья 25. Дезинфекционные мероприятия

В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации проводятся следующие дезинфекционные мероприятия:

плановые;

по эпидемическим показаниям;

в соответствии с предписаниями органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.

Порядок проведения дезинфекционных мероприятий определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Статья 26. Обязательные медицинские осмотры

Обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении:

некоторых категорий работающих;

доноров крови и (или) ее компонентов, доноров половых клеток, живых доноров органов и (или) тканей человека (далее — доноры).

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работающих определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров доноров определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

ГЛАВА 5

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 27. Права граждан Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Граждане Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеют право на:

благоприятную среду обитания;

предупреждение причинения вреда их жизни и здоровью;

возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, а также убытков, причиненных их имуществу в результате нарушения организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

получение полной, достоверной и своевременной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания человека, проводимых санитарно-противоэпидемических мероприятиях, качестве, безопасности и безвредности продукции, потенциальной опасности для жизни и здоровья населения выполняемых работ и оказываемых услуг, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;

обжалование действий (бездействия) органов и учреждений (их должностных лиц), осуществляющих государственный санитарный надзор, в порядке, установленном актами законодательства;

реализацию иных прав, предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 28. Обязанности граждан Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Граждане Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязаны:

соблюдать законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

проводить или участвовать в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;

выполнять предписания органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;

заботиться о состоянии своего здоровья и здоровья своих детей;

исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 29. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются теми же правами и несут те же обязанности в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что и граждане Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Статья 30. Права организаций и индивидуальных предпринимателей в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Организации и индивидуальные предприниматели в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеют право на:

получение при обращении в государственные органы, иные государственные организации, к их должностным лицам полной, достоверной и своевременной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания человека, качестве, безопасности и безвредности продукции, потенциальной опасности для жизни и здоровья населения выполняемых работ и оказываемых услуг, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;

возмещение вреда, причиненного в результате нарушения другими организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

обжалование действий (бездействия) органов и учреждений (их должностных лиц), осуществляющих государственный санитарный надзор, в порядке, определенном актами законодательства;

реализацию иных прав, предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 31. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Организации и индивидуальные предприниматели в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязаны:

осуществлять в пределах своей компетенции санитарно-противоэпидемические мероприятия;

своевременно информировать население, органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, об аварийных ситуациях, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

обеспечивать в пределах своей компетенции проведение производственного контроля;

согласовывать с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, производство, использование, хранение, транспортировку и захоронение радиоактивных веществ, других источников ионизирующих излучений, а также использование источников других вредных физических воздействий;