Актуальные вопросы обучения персонала в клининге медицинских организаций

Актуальность проблемы модернизации системы уборки медицинских организаций не вызывает сомнений. До сих пор уборка мед. учреждений регламентируется, в том числе, некоторыми Приказами Минздрава СССР:

  • № 288 от 23.03.1976 «Об утверждении Инструкции о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц и о порядке осуществления органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы государственного санитарного надзора за санитарным состоянием лечебно-профилактических учреждений»;
  • № 720 от 31 июля 1978 г. «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией»; № 440 от 20 апреля 1983 г. «Инструкция по организации и проведению комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий в отделениях для новорожденных и недоношенных детей детских больниц»;
  • № 916 от 4 августа 1983 г. «Об утверждении инструкции по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)».

В перечисленных Приказах к уборочному инвентарю относятся традиционные средства уборки — емкости, ведра, тазы, швабры, мочалки, ветошь для уборки палат, коридоров и санитарных узлов. Даже в современных нормативных документах (СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и ГОСТ Р 51870-2002 «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия»), к сожалению, описываются лишь общие понятия уборки стационара, отсутствуют алгоритмы профессиональной уборки (клининга) различных помещений больницы. В них указано лишь то, что «уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в выделенном помещении. Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря. Стиральные машины для стирки мопов и другой ветоши устанавливаются в местах комплектации уборочных тележек».

Таким образом, в нормативных документах, регламентирующих санитарно-эпидемиологические требования к медицинским организациям, порядок осуществления санитарно-противоэпидемического режима и порядок уборки и дезинфекции помещений медицинских учреждений, имеются существенные недоработки.
Среди них:

  1. Отсутствие последовательных алгоритмов и пошаговых инструкций уборки и дезинфекции помещений с применением традиционного уборочного инвентаря (емкости, тазы, ведра, ветошь, мочалки, щетки, швабры и др.). Несоблюдение необходимой последовательности действий и очередности санитарно-эпидемиологических мероприятий (в это понятие входит уборка помещений, как метод поддержания сан.-эпид. параметров среды в пределах допустимых границ) приводит к широкому распространению внутрибольничных инфекций.
  2. Отсутствие нормативов профессиональной уборки (клининга) больниц, поликлиник или родильных домов. Существующие штатные нормативы, рассчитаны для традиционной методики уборки. Использование профессиональной уборочной техники (профессиональные тележки, емкости для предварительной подготовки мопов) и инвентаря (мопы и салфетки из микрофибры) уменьшает временные затраты на уборку, а значит, способствует увеличению норматива клининга медицинского учреждения.
  3. Использование традиционного уборочного инвентаря (емкости, тазы, ведра, ветошь, мочалки, щетки, швабры и др.) сопровождается значительными потерями времени на подготовку инвентаря к уборочным мероприятиям. Уборщик берет ведро, наливает воду, засыпает моющий порошок, замачивает тряпку, отжимает, надевает тряпку на «лентяйку», убирает палату. Далее ему нужно возвратиться в уборную, вылить грязную воду, вымыть ведро и тряпку, подготовить чистую воду для уборки следующей палаты.… Таких повторений в ходе уборочного процесса очень много. Причем до 80% рабочего времени персонала затрачивается впустую и характеризуется большой трудоемкостью.
  4. Санитарно-эпидемиологические мероприятия, осуществляемые с применением традиционного уборочного инвентаря, характеризуются большим расходом воды и моюще-дезинфицирующих средств и, следовательно, низкой экономической эффективностью.
  5. Методы уборки и дезинфекции помещений с применением традиционного уборочного инвентаря, регламентированные действующими документами, не учитывают эргономические факторы (с точки зрения клининга медицинских учреждений — работа в вынужденной позе и при эксплуатации эргономически неадекватного оборудования), воздействующие на медицинских работников. Эти факторы опасны для здоровья и способны вызывать профессиональные заболевания медицинского персонала.

В сложившейся ситуации обучение персонала медицинской организации современным принципам и методам клининга мед. учреждений, как одного средств поддержания санитарно-эпидемиологических параметров среды в пределах допустимых границ, представляется особенно актуальным. В конечном итоге, именно от наличия у младшего персонала осмысленности действий и достаточного опыта для выполнения клининговых работ в помещениях различного назначения, зависит качество уборки с микробиологической и эстетической стороны.

При этом процесс обучения клинингу медицинских организаций должен затронуть не только младший мед. персонал, но и всю управленческую вертикаль лиц, задействованных в организации и контроле над процессом уборки и его качеством. Понимание главным врачом, главной медицинской сестрой, старшими медицинскими сестрами отделений и госпитальным эпидемиологом принципов распределения функций и делегирования полномочий между начальником и линейными сотрудниками уборочных бригад позволяет наиболее эффективно использовать ограниченные кадровые, материальные и финансовые ресурсы.

Далеко не достаточно рассказать и показать уборщикам правила использования профессионального клинингового оборудования (тележек, контейнеров, держателей, мопов, салфеток). Такие циклы «обучения» на местах зачастую проводят представители компаний-производителей и компаний-поставщиков профессиональной уборочной техники. Вообще говоря, с таких учебных семинаров только начинается знакомство с клинингом медицинских учреждений и формирование специалиста в области профессиональной уборки в здравоохранении. Секрет успешного внедрения и следования принципам клининга в медицине – системный подход в обучении всех сотрудников, участвующих в организации, управлении и реализации профессиональной уборки.

Важными компонентами непрерывного процесса обучения уборочного персонала являются:

  • текущий контроль и анализ качества клининга в медицинской организации;
  • выявление связи между качеством уборки (микробиологической и эстетической), производимыми для этого действиями и пониманием уборочным персоналом принципов клининга с точки зрения требований к санитарно-эпидемиологическому режиму.

Уровень подготовки бригадиров, руководителя отдела профессиональной уборки стационара и руководителей медицинской организации, ответственных за клининг и осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, должен обеспечивать:

  • возможность написания технологических карт уборки конкретных помещений на основе клининговых технологий;
  • возможность тщательного расчета сервис-плана уборки каждого отделения, административных помещений и мест общего пользования стационара;
  • возможность подготовки необходимой внутренней документации, регламентирующей распределение функций, прав и обязанностей участников процесса уборки;
  • возможность учета расходования воды и моющее-дезинфицирующих средств, износа профессионального уборочного инвентаря.

Автор:

Карузин Сергей Вячеславович, ген. директор образовательного учреждения «Центр Управления Качеством» Детской городской клинической больницы №5 им. Н.Ф. Филатова (г. Санкт-Петербург)

Веб-журнал InfoClean